LINUX.ORG.RU

Сообщения ist76

 

Просто место для занятия любимым делом

Накануне разобрал бардак на столе, провел небольшую перестановку, ну и, пока опять всё мхом и паутиной не заросло - снял на память.

Основная идея - всё должно быть под рукой. Поэтому самые часто используемые инструменты я повесил прямо за мониторами. Встал, снял гитару со стены, включился и можно записывать. Поэтому и лоадбокс прямо на аудиоинтерфейсе - чтобы настраивать уровень записи не извернувшись черт знает как, а глядя в DAW. Спикерный кабель из него идёт прямо к комбику. Линейный с гитарного преампа - туда же, в комбо (если конечно, я не играю прямо в комбик, с его родным предусилителем). Тут же и все крутилки аудиоинтерфейса под рукой и перед глазами. Синт вот тоже под рукой, хотя я его редко использую.

Стол и тумбочка, конечно, чудовищны и старше меня. Я как-то думал поменять, но вообще, мне удобно так. Стол выдерживает 150 килограмм и на него помещается полноразмерная 88-клавишная midi-клавиатура, а на чувства эстетов мне наплевать.

>>> Просмотр (3689x2306, 1263 Kb)

 , ,

ist76
()

Darktable 3.2.1

Обновился raw-конвертер Darktable. Кто-то им пользуется и доволен, кто-то недоволен и не пользуется. Благо, выбор raw-конверторов огромный. Под Линукс — целых две штуки.
Обновил, запустил, открыл фотографию, обработал. Шустро, нигде не тормозит. Ползунки странные, но по правой кнопке все значения с клавиатуры вбиваются на раз.
Есть модуль CLUT. Профилей в комплекте мало, но наверняка их много в интернете и есть хорошие. LUT-ы я люблю. Это реально кнопка «сделать зашибись» для чайника вроде меня.
А в остальном — я ещё в прошлые разы про DT всё написал. Нормальный конвертер. Вовсю развивается. Позволяет работать и получать результат. При этом открытый, свободный, бесплатный. Однозначно, респект всем, кто участвует в разработке и поддержке.

>>> Просмотр (1920x1080, 1398 Kb)

 ,

ist76
()

Darktable лучше чем Lightroom

- Чем?
- Чем Lightroom!


На самом деле, в чём-то лучше, в чём-то хуже. Если на компьютере стоит только какой-нибудь из дистрибутивов Linux, то выбор raw-конвертера займет немного времени. А если какая-то из не вполне свободных ОС? Глаза разбегаются: коммерческие программы, бесплатные, свободные. Куда фотографу податься?
Можно и на Darktable. Разрабатывается давно, широко известен (в узких кругах), богат функционалом. Действительно важное преимущество перед упомянутым в заголовке продуктом от adobe: у DT внутрях неонка внутренние расчёты происходят в 4x32-bit плавучке, а не как у некоторых. Совсем как у RPP и его духовного преемника Digital Photo Interpreter. Это, в свою очередь, может снизить количество нежелательных артефактов в итоговом изображении, особенно когда изображение «проблемное»: с резкими границами между очень яркими и очень тёмными областями, с ХА (как не странно, бывает, что неудачная дебайеризация усиливает хроматические аберрации на снимке), с очень ярким красным каналом и проч.
Вот примерно поэтому, снимок на скриншоте я конвертировал в darktable. Давно не запускал этот конвертер, подзабыл где чего, обнаружил passthrough-демозаик, который рендерит сразу в монохром (кстати, результат понравился) и модуль «color correction», который удобно использовать для тонирования (вот только ему бы, кроме белой и чёрной точки, ещё среднюю добавить). Не нашел, правда, модуль, в который можно кидать LUT-ы для всяких специфических эффектов в стиле старых плёнок. Кажется, было где-то. Ну и ползунки без полей ввода, зато с тремя знаками после запятой — это ужас. Ужас.
А конвертер хороший.

>>> Просмотр (2560x1080, 3512 Kb)

 , ,

ist76
()

Обработка фотографий, снятых камерой из 1978-го года в GIMP 2.10.6 2018-го

Совсем недавно вышла новая версия свободного графического редактора GIMP. А тут у меня (совершенно случайно) нашлась для него очередная непростая задача. Мне пишут, что, мол, я занимаюсь странными вещами. Например, что кисти размером 512px никто не использует. Или что панорамы в 100 мегапикселей никто не обрабатывает. Что это всё онанизм, если не сказать хуже. Однако, фотографии — вот они, а мне по-прежнему пишут и пишут.
Итак, непростая задача представляет из себя фотографию, снятую на плёночный фотоаппарат аж 1978-го года выпуска. Да, на плёнку, более того — на чёрно-белую плёнку. Конечно, фотографию отсканированную. Разрешение файла — 13269х9058px, что-то около 120 мегапикселей. Совсем недавно кто-то мне писал, что даже FHD (2 мегапикселя) получить на плёнке малореально. Ну, может быть, может быть. Честно говоря, я ожидал, что Гимп с таким снимком надорвётся, и будет работать очень, очень медленно. Я рад сообщить, что я оказался неправ. Расскажу подробнее, это важно:
В недавнем обсуждении меня спросили, использует ли у меня Darktable OpenCL и я был уверен, что да, но в Свойствах конвертера чекбокс «Включить OpenCL» был просто недоступен. А в Гимпе — включён. Оказалось, опенЦЛ в свежей Убунте из коробки не стоит, даже если установлены всякие богомерзкие проприетарные драйвера от Нвидиа. Устанавливается поддержка OpenCL пакетом ocl-icd-dev. После этого и поддержка в DT заработала и Гимп преобразался. Преобразился настолько, что когда я применил на этот самый снимок фильтр Gaussian Blur с радиусом 1024px, Гимп довольно похрюкал и выполнил операцию за семь секунд. 120Мп, 16бит, но, правда, лишь один канал. Но меньше чем 10 секунд. Я потом проверил — преобразовал снимок в RGB и размыл с радиусом 512 — 25 секунд. Это действительно победа для Гимпа, я, признаюсь честно, не ожидал. Для тех кто не понимает, что это вообще и зачем — размытие по гауссу — базовая операция для обработки фотографий, именно на ней основаны всякие увеличения резкости, локального контраста, она нужна для автоматического создания масок и т. д. Короче, это действительно важно и теперь это быстро. Разработчики — просто молодцы.
Я попробовал и некоторые другие операции. Кривые применяются весьма быстро, учитывая немалый размер изображения. Кроп — очень быстро. Преобразование Monochrome-RGB — вполне быстро. Скроллинг, масштабирование — хорошо. Большие кисти всё-таки не очень хорошо, заметные, мешающие лаги. Да, по ощущениям, растровый редактор от Adobe где-то на порядок быстрее. Но не на два, как раньше и это круто. Вот бы ещё ползунки эти жуткие с полями ввода внутри переделали. Правда. Они ужасны и чем лучше всё остальное, тем больше бесят.
Итог: если у вас тормозит Гимп, а OpenCL в настройках включён, возможно, он ни разу не включён. Хотелось бы узнать, как такое могло случиться.
Ещё параллельно открыл сегодняшнюю съёмку в RawTherapee. На снимке, помимо прочего, отпечаток как раз с обрабатываемого кадра; правда, оптический, по старинке. Несмотря на то, что, кажется, DT более прогрессивен, RT мне, на сегодняшний день, нравится больше. Хотя вот тут он ничего хорошего с цветом сделать не смог. Ну да про рав-конвертеры как-нибудь в следующий раз.
Возможно, у кого-то вызовут вопросы пропорции скриншота. Ну вот так, да. Два монитора: 21:9 и 16:9. Лично мне это очень удобно, наконец-то помещается всё что я хочу. Люблю щели!

>>> Просмотр (4480x1080, 3465 Kb)

 , ,

ist76
()

Наконец-то, скриншот с ЛОР-ом

Да не с тем, о котором вы подумали, а с кофе. Взял по акции, чтобы попробовать вкус ЛОРа.
Кстати, после долгого перерыва, поставил Линукс. Убунту 18.04. В новой Убунте, зачем-то, отменили Unity, к которой я только-только привык и назначили DE по-умолчанию Gnome3, который похож на Unity, но не Unity. Например, он не умеет засовывать меню приложения в самую верхнюю панель и поэтому наверху получается две панели. Отстой. В репозитарии Убунты есть Unity-Desktop, но вот беда, он не дружит с третьим Гномом и если просто взять и установить, то не работает переключалка раскладок, нельзя установить обои на рабочий стол и т.д. и т.п. Ну вы знаете, это же Линукс. Надёжное решение — взять серверный инсталлятор Убунты, поставить её вообще без DE, а уж потом установить Unity. Я так и сделал и обои у меня теперь меняются, а вот переключалка по Super+пробел всё равно барахлит. Некоторые вещи никогда не меняются. Ну я привык, в принципе.

>>> Просмотр (2560x1080, 2071 Kb)

 ,

ist76
()

Gimp 2.10. Быстрее, чище, страннее

Несколько дней назад, была анонсирована новая версия растрового редактора Gimp, который , в мире свободного ПО, настоятельно рекомендуют для обработки фотографий. Некоторые пользователи (не буду показывать пальцем, потому что мы итак знаем, кто именно) сообщили, что в новой версии заметно возросла производительность. Чуть ли не в два раза, а может быть даже и больше. Конечно же, я не сдержался, скачал новейшую версию, достал секундомер и начал проверять.
Все знают анекдот про новую японскую пилораму, суровых сибирских мужиков и лом. В качестве лома для пилорамы-Гимпа я извлёк из закромов панораму из нескольких снимков, разрешением 36553 на 7503 пикселей и в 16-битном цвете. Объём tiff c lzv-сжатием – 1,4GB. Опыты производились на компьютере с процессором i7-6700k, 32GB Ram, 780GTX, накопитель SSD Samsung 850EVO. OpenCL включен.
Итак, для любознательных, некоторые цифры. Открывался файл до полной прорисовки 50 секунд. Размытие по Гауссу с радиусом 1000 заняло 4 минуты 10 секунд и завершилось успехом, а не как несколько релизов назад, когда всё изображение покрыло отдельными тайлами. Вообще, это долго, но, и правда — гораздо лучше чем было. Теперь расскажу про странное. Странное номер раз: USM c радиусом 3 и силой 2 на том же изображении считался 4 минуты 45 секунд. Дольше, хотя радиус не 1000 а 3. Я ненастоящий сварщик, но так быть не должно. Второе странное: и при блюре и при шарпе загрузка CPU составляла 15-20%, загрузка GPU 0%. Гимп бодренько засасывал оперативную память до отметки 20GB (из 32, напомню), после чего не взял себе больше ни мегабайта, зато начал порциями писать на диск со средней скоростью 100-150MB/s. Видимо, Гимп решил поберечь мою оперативку от использования, путем изнасилования SSD. Я не нашел, где в настройках Гимпа можно явно указать ему, чтобы не стеснялся, и брал себе, например, 80% оперативки. У меня ее достаточно, я для него и покупал. Пожалуйста скажите, какому именно богу надо принести человеческую жертву, чтобы такая настройка появилась в Preferences.
Кисти размером в 1000px у меня по-прежнему тормозили. Возможно, это просто моя карма.
Больше я не знаю что рассказать. Выйдет 2.12 — попробую снова.

>>> Просмотр (1920x1080, 1618 Kb)

 ,

ist76
()

ASP 7.3: для тех, кто помнит

Продолжаю погружение в прошлое. В 2002ом году на слуху было два русскоязычных дистрибутива. AltLinux мы уже осмотрели, теперь пришла очередь ASPLinux 7.3 (Кодовое имя — Vostok, дата рождения — 15 августа 2002 года). Я помню, продавали на Горбушке — здоровая такая бело-синяя коробка, красивая. Десять, кажется, компакт-дисков внутри и стоила больше тысячи рублей. Очень хотелось попробовать, но было жалко денег. А скачать? А скачать тогда могли не только лишь все. Я вот в интернет ходил по модему. По модему не накачаешься. А теперь вот попробовал. Сбылась мечта.
Дистрибутив в 2002ом году был весьма прогрессивный — основан на Red Hat Linux 7.3, имел русифицированный установщик, чтобы даже совсем потерянные смогли установить систему, свой собственный загрузчик, и снабжался увесистой стопкой печатной документации на русском языке. По последней моде 2002-го года, дистрибутив содержит ядро версии 2.4.18, KDE 3.0, Gnome 1.4, OpenOffice 1.0, Gimp 1.2; много чего ещё, всё-таки 10 дисков. Правда установочный — один, остальные дополнительные: один с русскоязычной документацией, один с игрушками, два — с исходниками.
Установка в Pcem прошла успешно, разрешение выставилось только 1024x768, зато заработала сеть. Сеть заработала, но ни Konqueror ни Mozilla класс не показали: за последние 15 лет выдумали много всяких дурацких штук, которые они не понимают и страниц не показывают. Зато Lynx не подвёл — зашёл на ЛОР, залогинился, почитал новости. Потом запустил Ksirc и зашёл на канал lor во freenode. На беду, UTF Ksirc не умеет, поэтому ники читать можно, а сообщения кириллицей — нет. Ну и ладно.
Я уже писал, что люблю Гимп и запускаю его при первой возможности. Не удержался и в этот раз, запустил. Гимп мало изменился за эти годы. Только вот со шрифтами в gtk-приложениях беда: какие-то они отвратительные.
А вообще, ничего так, симпатичненько. Вот зайдешь в галерею, посмотришь скриншоты 2000-02 годов — Свят-свят! Такие страсти порой, что спать потом не можешь. Но не так всё и страшно было. Только мониторы маленькие.

>>> Просмотр (2048x1536, 623 Kb)

 , ,

ist76
()

Вышел GIMP 2.9.8

12 декабря сего года, тихо и незаметно, вышла очередная версия нестабильной ветви широкоизвестного, в узких кругах любителей открытого и свободного, графического редактора GIMP — 2.9.8. Как гласит пресс-релиз от нашего AP, основной упор был сделан на новом послойном редакторе градиентов (так оно по русски, да?) увеличении стабильности, исправлении старых ошибок и добавлении новых.
Некоторым людям возможно кажется, что мне не нравится GIMP. Это не так. Мне нравится обрабатывать фотографии и, когда долго занимаешься тем, что тебе нравится, бывает полезно попробовать заняться тем же самым, но немножко по-другому. GIMP даёт такой шанс, поэтому я незамедлительно установил свежую версию.
Я недавно писал про версию 2.9.6. Всё хорошее что было в ней — осталось: HighPass, работающий через GEGL, возможность работать с 16-битным цветом, да много чего, долго перечислять. Понравился новый сплэшскрин — симпатичный. Кое-что плохое по-прежнему остаётся плохим: совмещённые с ползунками поля ввода, это зло. У меня дети дома, им не надо слышать то, что я говорю, когда в десятый раз тычу курсором в цифры, дёргается ползунок, значение меняется в 10 раз, а гимп начинает мучительно прорисовывать изменения.
Мы плавно подходим к моей любимой теме — к быстродействию. Сразу после запуска мне показалось, что мир изменился к лучшему, а фильтры стали накладываться быстрее. Загрузка процессора при этом была на уровне 50%. Проверил: OpenCL отключен. Включил его и яркие краски мира в глазах попритухли. Тогда я взял секундомер, секундомер ведь не обманет. Он не обманул: фото со скриншота, 4924x6565px 16bit RGB, HighPass, радиус 333 с включенным OpenCL — 20 секунд, с выключенным — 12. Что тут можно сказать? Не разочаровали! Будем ждать новых релизов этого замечательного графического редактора с ещё более превосходными инструментами, исправленными ошибками и ещё более улучшенным быстродействием.

>>> Просмотр (1920x1080, 1432 Kb)

 

ist76
()

Почти дефолтное оформление из 2002-го года

Узнав на ЛОРе о существовании PCem тоже помчался качать и ставить. В PCem удалось включить человеческое разрешение экрана для ALT Linux 2.1, которым я уже пугал посетителей Галереи. Установил, настроил, посидел и понастольгировал.
Пока сидел и ностальгировал, подумал: многим здесь не нравится современный Линукс. Не нравятся пульсеаудио и системдэ; Убунта не нравится, мастера, прозрачность и Гном-десктоп. Поставьте дистрибутив 2001-го года, а лучше — 1998. Возможно вам понравятся пульсеаудио и системдэ.

>>> Просмотр (2560x1024, 1252 Kb)

 ,

ist76
()

Gimp 2.9.6 в работе

Совсем недавно было выпущено крупное обновление нестабильной ветки GIMP под номером 2.9.6. У нас это тоже вызвало бурное обсуждение. К счастью, никто не пострадал.

Чтобы рассуждать о вкусе устриц, неплохо бы их поесть; чтобы иметь мнение о графическом редакторе — неплохо обработать в нём фотографию. Именно этим я и занялся, предварительно сходив в баню, надев чистое исподнее и помолясь.

Для обработки снял фото совсем простого EDC-набора. Снято на D800, соответственно разрешение фото 7376x4924 пикселей, цвет 16-битный (о да, то о чём так долго говорили большевики, наступило). Про рав-конвертацию сегодня не будем, это совсем отдельная история.

Снято на макрик, снято крупным планом. Как не уберегайся от пыли и царапин, они на фото будут. Поэтому, первым этапом — ретушь мелких дефектов. В чём-то здесь даже сложнее чем на портрете — много бликов, мелких деталей, одно неловкое движение и будет заметно, что вместе с пылью поломали и геометрию. Healing Brush и Clone Stamp отработали на «отлично». Я не стал убирать всё, это не рекламный каталог. Но если заморочиться и потратить часок, можно, пожалуй, не оставить ни пылинки ни соринки. Из минусов — для Clone Stamp нет предварительного просмотра «заплатки», нельзя прицелиться и ляпнуть ее поточнее с первого раза. Приходится держать свободную руку на CTRL+Z.

Общий недостаток всего интерфейса (как по мне) — совмещение поля ввода значений (например, размер кисти, радиус размытия) со слайдером (он так называется?). В результате тыкаешь мышкой в значение радиуса размытия, чтобы вбить своё, а у тебя слайдер сдвигается, значение меняется само, а в цифры ты вообще не попал. Это обескураживает. Зачем-то так сделали, но мне вот кажется неудобным. Кстати, значения часто регулируются слайдерами аж с точностью до сотых. Сиди, лови, ага.

Ещё в новом Гимпе появился HighPass-фильтр. Он, на самом деле простой, делается из блюра в три операции, но раньше его не было и приходилось делать вручную. А теперь он есть и работает как надо. Можно взять отдельный канал, в котором больше интересующих деталей, размыть все мелкие детали агрессивным шумодавом а затем применить HighPass с большим радиусом (здесь, например, 200). На получившееся наложить подходящую кривую, а результат смешать с основным изображением в режиме SoftLight. Получится деликатное, но мощное усиление локального контраста — Маргулисовский HiRaLoAm на стероидах.

Минусы: Blur в Gimp медленный, а HighPass, похоже, медленнее ещё в полтора раза. Сидишь и наблюдаешь, как перерисовывается тайл за тайлом.

Ну и финальное наведение резкости. Новый слой полностью из зеленого канала. Легкий шумодав, чтобы не добавлять слишком много шума на следующем этапе. Кстати, шумодав, почему-то молниеносный. Не ожидал. HighPass с радиусом 1.2. На самом деле, этот этап должен выполняться последним и радиус надо подбирать под целевое разрешение. Это поможет избежать нежелательных артефактов при изменении разрешения изображения. К получившемуся слою я применил такую кривую, чтобы усилить контраст слоя в области темнее 128 и заметно ослабить то, что светлее. Это делается потому, что светлые ореолы после шарпинга гораздо заметнее тёмных, а ведь именно USM мы и делаем таким непростым способом. Слой помещаем наверх в режиме Overlay, непрозрачность по-вкусу.

Два верхних слоя следовало бы объединить в группу и для группы применить маску слоя: исключить размытые области, в которых нет деталей, зато есть шум, который вытаскивать совершенно не нужно.

Но. Тут и вылезает из всех щелей главный недостаток Гимпа лично для меня. У меня не самый новый компьютер: i6700k@4400Mhz, 32Gb DDR4, GTX780, но и не такой уж устаревший. И на нём Гимп тормозит. Тормозит зуммирование по колесу мыши. Тормозит передвижение по фотографии в масштабе 100%. Конечно, тормозит предпросмотр всех применяемых фильтров. Ну а рисование маски для фотографии при размере кисти 1000-2000px просто невозможно. Я пробовал несколько раз и я не смог. Простите меня люди. Наверное, можно попробовать сгенерировать маску автоматически, например, на основе синего канала. Или из цветностных каналов (ab, hs). Я просто махнул рукой и не стал. Схлопнул слои, уменьшил, сохранил в jpg и закончил на этом обработку.

А пользоваться новым Гимпом постоянно и в полную силу я пока повременю. До апгрейда.

>>> Просмотр (1920x1080, 2549 Kb)

 , ,

ist76
()

Преданья старины неглубокой

В ходе разгребания завалов в шкафу, обнаружил установочный диск с дистрибутивом Black Cat Linux 5.3, шедший вместе с книгой. Сама книга утрачена, её роль сыграла (для антуражу) другая книга того же издательства и схожей тематики.
Диск вполне себе прочитался, я даже снял образ — на память.
Чем нас может порадовать дистрибутив Black Cat Linux 5.3 в 2017 году?

* Ядром Linux 2.2.2
* XFree86 3.3.3.1 c поддержкой шрифтов TrueType
* KDE 1.1

Новость на ЛОР о выходе

Ввиду некоторого оживления, выложил образ диска. Иксы, к сожалению, в виртуалке хоть и завелись, но еле-еле. Тем не менее, получилось снять скриншот.

Также считаю своим долгом выразить благодарность модераторскому составу за оперативное и своевременное подтверждение скриншотов и фотографий в галерее

>>> Просмотр (1920x1200, 1602 Kb)

 black cat,

ist76
()

Преданья старины неглубокой – 2: Картинки с выставки

Фото диска я уже выкладывал, а тут, навеянные предыдущей темой, нахлынули воспоминания; залез в шкаф, нашёл диск ALT Linux HomePC Edition 2.1, протер тряпочкой, снял образ, запустил установку и даже установил! 800X600x16, сеть работает, звук работает!!! Практической пользы, конечно, немного: кругом ssl, html5, прочие современные нанотехнологии, в которых я ничего не понимаю и которые не дают пользоваться интернетом сидя на системе 2002-го года в 2017-ом. Зато скринов нащёлкал.

Ах да, сухая цифирь. Внутре у дистрибутива неонка следующие компоненты:

* Ядро 2.4.18
* KDE 3.0.3
* Gnome 1.4
* XFree86 3.3.6 и 4.2.0 версии на выбор

Образ диска для таких же ностальгирующих, долго лежать не будет.

>>> Просмотр (2400x1200, 412 Kb)

 ,

ist76
()

Ubuntu, Gimp и хипстерская обоина за 10 минут

В ролях: Ubuntu 16.04, Gimp 2.9.5, также в создании обоины принимал участие широкоизвестный и горячолюбимый (в наших узких кругах) рав-конвертер версии 2.0.3, хотя, говорят, третьего дня вышла новая версия. Про обработку в этот раз долго не буду — возможно, скоро будет время и место рассказать больше. Вкратце — возможности DT задействованы в очень малой степени: дебайер, кривая, удалил пятнышко на матрице и наложил на верхнюю половину кадра градиент в полтора стопа. Это оттого, что снимал я с нейтральным фильтром на 10 стопов, а он вовсе не нейтральный и с цветом в кадре сделал нехорошее. Нехорошее настолько, что проще оказалось сделать чёрно-белую картинку.
Этим я занялся в Гимпе. Гимп взял прогрессивный, версии 2.9.5, с нанотехнологиями, поддержкой 16-битного цвета, неонкой и GEGL у ей внутрях. Прогрессивный Гимп, несмотря на неонку, чудовищно медленный. Это плохо. Это злит. Пока уменьшал фотографию до целевого разрешения, успел сходить на кухню и съесть Доширак.
Действия над фотографией примитивные до ужаса: конвертация в монохром через микшер с собственными коэффициентами для каналов (0,66 для красного, 0,5 для зеленого и -0,25 для синего), кривая, модифицированный USM с радиусом 75 и 0,8 пикселей. Всё, наверное.
Обоину забирать где обычно

>>> Просмотр (1920x1080, 1387 Kb)

 , ,

ist76
()

Fusion 8 как средство цветокоррекции фотографий под Linux

Многие годы бродит в умах идея использовать нодовые инструменты обработки видео (Nuke, DaVinci) для цветокоррекции фотографий. Дескать, технологии завтрашнего дня, логика будущего, небывалое удобство и чудовищная производительность труда. Кое-кто действительно так и работает. Собственно, почему бы и нет? Обрабатывать фотографии можно любым инструментом, когда знаешь, чего хочешь добиться.

Сегодня таким инструментом выступит связка RawTherapee и (внезапно) Fusion 8 от Blackmagic. Изначально, в дидактических целях, для проявки я хотел применить конвертер Photivo, по уверениям разработчиков, использующий самые лучшие алгоритмы. Но он у меня падал и не конвертировал, поэтому я обошелся RawTherapee.

В RT почти все коррекции отключены, т. к. мы расчитываем на всю мощь дальнейшей обработки прогрессивными технологиями завтрашнего дня. Дебайер с алгоритмом amaze и WB с таким расчетом, чтобы сделать отдалённые горы в контровом свете нейтральными (это отнюдь не догма, не надо делать так же!).

Дальше идем в Fusion. Обработку делим на два потока — отдельно цвет, отдельно яркостаная составляющая. По удивительному стечению обстоятельств на фото у нас вся природная зелень — в тенях, а закатное красное небо — в светах. Грех не воспользоваться таким обстоятельством. Нодой «Color Correction» делаем тени более зелеными, чем жёлтыми, а света — красными, а не оранжевыми.

Нода «Color Curves», помимо других вариантов, предоставляет нам кривые в пространстве HLS. Это позволяет нам усилить цветовую вариативность увеличив крутизну только кривой Saturation, а не кривых ab в пространстве Lab, как мы делаем в разных других фоторедакторах. Впрочем, есть и минус — нельзя сделать кривую b круче кривой a или, внутри кривой, усиливать холодные цвета меньше тёплых. С другой стороны, у нас есть еще и канал Hue, с которым также можно (и нужно) манипулировать. Ok, у нас здесь пример элементарной обработки, не будем злоупотреблять.

Второй поток — всё что не связано с цветом — яркость, контраст, резкость. Изучаем каналы. Небо яркое, земля тёмная, перед усилением контраста кривыми необходимо их сблизить, иначе усиление контраста ничего хорошего нам не принесёт. В синем канале небо тёмное — вот и добавим его в зелёный, а красного убавим (нода «Color Matrix»). После этого добавляем наклона кривым в ноде «Color Curves», получившийся цвет значения не имеет, важен только контраст, поэтому и вовсе переводим получившееся в монохром нодой «ColorSpace».

Добавляем контраста еще одной нодой «Color Curves» и дважды шарпим результат нодами «UnsharpMask» - с радиусами 66 и 0,5 px. Разумеется, параллельно, чтобы не множить артефакты сверх необходимого. Можно было бы разделить эффект на светлые ореолы и тёмные. В другой раз так и сделаю, а сейчас у нас быстрая коррекция.

Сводим всё изображение нодами «Merge». Экспорт в файл.

Выводы. Да, обрабатывать можно. Нодовая логика, в целом, удобная. Есть очень интересные инструменты. Некоторых привычных инструментов нет или сделаны иначе. Если надо очень быстро и очень много — вообще замечательно. Обязательно еще покручу фотографии в подобном софте: очень интересно.

>>> Просмотр (3600x1080, 2021 Kb)

 ,

ist76
()

Сборка панорамы для обоев

Иногда хочется странного. Иногда — очень странного. В этот раз захотелось изготовить панораму из снятых в отпуске кадров, а затем сделать из нее обои и всё это — под Linux и свободными инструментами.
Последовательность действий банальна. В качестве Линукса будем использовать последнюю Убунту. Грузим равы в Darktable, проявляем их без чрезмерного усердия. Например, USM желательно делать в целевом разрешении, поэтому, шарпить в DT мы не станем. Только дебаер, баланс белого, какая-никакая базовая кривая и экспорт в Tiff-8.
Дальше склейка в Hugin. Кадры он раскидал в полностью автоматическом режиме, вмешиваться я не стал, потому что лень. Просто велел ему клеить. В процессе склейки, которая длилась несколько минут, включил системный монитор, пристально следил за использованием системных ресурсов и грустил: в настройках Хугина указано автоматически определять, во сколько потоков клеить панораму. Автоматически он загрузил одно единственное логическое ядро. Данный производственный момент и запечатлен на скриншоте. Полное разрешение результирующего изображения 10519x5067.
Потом была доводка в гимпе: кроп до 16x9, небольшое добавление красного канала в синий, усиление контраста кривыми, усиление локального контраста USM с большим радиусом, ресайз, и финальный шарп. Показывать не стал, там всё просто.
Результатом недоволен — можно сделать сильно лучше, но времени у меня уйдет гораздо больше. Тем не менее, непреодолимых препятствий не встретилось. Равы проявляются, панорама клеится, базовая цветокоррекция, ресайз, шарп и прочее делается. Жить можно.

>>> Просмотр (3600x1080, 2402 Kb)

 , , ,

ist76
()

Забиваю партию ударных в Hydrogen

Внезапно обновил Ubuntu с 15.10 до 16.04. Заработало почти всё, только невозможно было залогиниться в графическом режиме, пока не удалил драйвера nvidia. Некоторые вещи никогда не меняются.
Открыл для себя программную драм-машину Hydrogen. Она отличная. Хотел уже брать себе железную - поиграть под нее и партию для записи набить, но теперь не буду. Вот за этим занятием и сделан скриншот. Слушаю набросок — тут же набиваю барабаны. Потом слушаю вместе с наброском. А ведь раньше приходилось в каком-нибудь гитарпро это делать. Жаль бас так же просто натыкать мышкой нельзя.

>>> Просмотр (3600x1080, 311 Kb)

 ,

ist76
()

Про LibreOffice Draw, рисование схем подключения в Ubuntu 15.10, гитары, паяльник и импортозамещение

В связи с наступлением весны страстно хочется исполнять под гитару простые и душевные песни «Группа сигарет» и «Пачка крови». Для этого из кофра под кроватью была извлечена гитара. В инструменте был обнаружен ряд недостатков — простые, не локовые колки, бридж, с которого при лютых бендах слетают струны, и датчики, с которыми метал получается даже в чистый канал. Незамедлительно заказал бридж и колки из далекого зарубежья, а датчики, в порядке импортозамещения — отечественные, с инновациями и нанотехнологиями (хотя раньше и думал о EMG JH Set, так как ежи мне зело симпатичны). До кучи заказал и медную фольгу, пару пушпульных потенциометров, провода, термоусадку и самый большой и пузатый конденсатор с электролитами из слёз юных дев, какой только был в лавке.
Пока заказанное ехало, призадумался: что же со всем этим добром делать и решил заранее спланировать что, как и куда буду паять. Планировать, лично мне, оказалось удобнее всего в LibreOffice Draw, которую я запустил первый раз в жизни. Несознательные пользователи оффтопика, кстати, вообще планируют в MS Paint. Им сложнее.
На скриншоте — спланированное и уже осуществленное. Содержимое тембрблока показывать не буду — там всё плотно, мелко и не особо аккуратно. Но заработало с первого раза, как ни странно. Звуком доволен. Система — всё та же, Убунта, с дефолтным оформлением.

>>> Просмотр (3600x1080, 1822 Kb)

 , libreoffice draw,

ist76
()

Ubuntu 15.10, RawTherapee и обработка семейных фотографий

Пример конвертации фотографий в Darktable я уже публиковал. Там же я упомянул и RawTherapee — другой отличный свободный raw-конвертер. Теперь я решил обработать что-то с его помощью, тем более, что подоспела новая Ubuntu версии 15.10 с названием Wily Werewolf, что, кажется, переводится «Коварный оборотень».
Обработать я решил фотографию ребёнка. Сфотографировал, сбросил на компьютер, открыл в RT и призадумался. Расписывать 10 шагов, как в прошлый раз, не получится. Я внезапно обошелся всего пятью или около того. То ли RT проще, чем DT, то ли сюжет такой.
Итак, что мы делаем?


  • В свойства дебайера мы лезть не будем, у меня стоит amaze и меня это устраивает. Из-за особенностей камеры снимок условно недосвечен на полтора стопа (для минимальной установленной чувствительности и не слишком контрастной сцены это приемлемо). Вносим положительную поправку 1.5ev, Black +1000.
  • Тоновая кривая — своя собственная. Смотрим, где у нас на гистограмме лицо и поднимаем этот участок, делаем света более пологими (ничего сверхценного там не будет), придавливаем нижние тени (мы не хипстеры, нам «полка» в тенях ни к чему).
  • Баланс белого. Я не нашел отдельных множителей каналов (может, их там нет?). Поэтому водил пипеткой в районе лица и параллельно двигал ползунки. Ориентировочно кожа должна быть в районе a12 b14 в Lab, но это не догма. Здесь a и b скорее равны. Я не умею работать с цветом, всё время получается что-то неудобоваримое, пусть уж будет так.
    Отдельно гонять кривые Lab я не стал, просто слегка (+10) поднял Vibrance. Можно было бы этого и не делать, мало повлияло. На всякий случай указал цветовое пространство вывода — sRGB, конечно, не помню, что стояло по умолчанию, по-моему, оно и было.
  • В секции детализации поднял резкость (дурацкий термин) методом RL Deconvolution. Я так понимаю — тот же USM но вместо размытия по гауссу используется более сложный алгоритм. Результат мне понравился, использование такое же, как и у USM и описано в прошлый раз.
  • Шум я давить не стал, при таких условиях съёмки шум не является проблемой. Покрутил инструмент изменения контраста в зависимости от размера деталей. Инструмент мне понравился, но здесь им пользоваться не стал. Сделал ресайз до 25% оригинала и экспорт в jpg.


По-хорошему, делая портрет, неплохо бы залезть после конвертации в графический редактор, поправить мелкие дефекты кожи, добавить контраста, блеска глаз и лоска с помощью Dodge/Burn, сделать избирательный USM и т.д. Но тут уж я не стал — фото для себя, итак вполне неплохо.

Что имею сказать от себя лично. RT и DT — оба отличные инструменты. RT показался мне проще и понятнее и понравился больше. Но со своей задачей отлично справляются и тот и этот.

>>> Просмотр (3600x1080, 2207 Kb)

 , ,

ist76
()

Изготавливаем ЛОР-специфичную осеннюю обоину в Darktable за 10 шагов

Пока в галерее тишина и полное отсутствие новых скриншотов, расскажу всем желающим, как за 10 операции превратить сырой снимок в нескучную обоину, не запуская Gimp. Сегодня для этого мы воспользуемся широкоизвестным рав-конвертером Darktable. Для разнообразия я хотел воспользоваться Rawtherapee, но у него в моей системе очень страшные декорации окон.

  • Шаг номер ноль. Необходимо что-нибудь сфотографировать. В этот раз я сфотографировал альтер-эго одного небезызвестного обитателя нашего сайта. Однако, это может быть всё что угодно — лампочка, ножик, симпатичная девчонка или пушистый котик.
  • Шаг номер один. Дебайеризация. Страшное слово, означающее превращение изображения, закодированного в raw-файле в более привычное нам RGB-изображение. DT предоставляет нам три варианта на выбор, но выбирать имеет смысл лишь между AmaZE и VNG4. В данном случае выбор ни на что не влияет — самые мелкие детали, которые могли бы породить артефакты, всё равно не уцелели по причине вертлявости «модели». Дополнительные настройки нужны для борьбы с возможными артефактами и тоже, в данном случае, неактуальны.
  • Шаг два. Восстановление пересветов. Я немного выбил листву и часть шёрстки. Это не страшно, но при манипуляциях с ББ можно словить нехорошие эффекты в пересвеченных областях (т.н. розовые облака). Поэтому небольшая коррекция в режиме «воссоздать свет».
  • Шаг три. Баланс белого. Крайне влияет на общее восприятие снимка. Выставлять его по серой карте — далеко не всегда хорошая идея, ведь мы занимаемся не каталожной съёмкой. Тут я руководствовался революционным чутьём и подвинул множитель красного канала чуть за двойку, а синего — на 1,3.
  • Шаг четыре, в этот раз самый утомительный — установка базовой кривой. Ни одна из готовых меня не удовлетворила, пришлось рисовать самому. Заваливаем тени, поднимаем середину, компрессируем цвета.
  • Пять. Кривые Lab, раз уж они тут есть. Немного добавим контраста в тенях по L и чуть-чуть увеличим крутизну правого плеча каналов a и b.
  • Шесть. Локальный контраст. Не самый гибкий инструмент, к сожалению. Внимательно смотрим на белку и проявляем мелкие детали (детализация) . Внимательно смотрим на бокэ и стараемся не сделать из него что-то совсем страшное, играясь контурами (зернистость). Регулируем силу эффекта по-вкусу (контраст).
  • Семь. Листву под белкой я выбил и, гулять так гулять — попробуем замаскировать это аккуратно наложив градиент. Два стопа, небольшое окрашивание. Кажется, помогло.
  • Восемь. Обрезка под формат 16:10.
  • Девять. USM. Тут всё стандартно — на максимум и регулятором «порог» убираем артефакты. Затем уменьшаем силу шарпа.
  • Десять — экспорт в jpg.

Итак, ни Gimp ни какой-нибудь другой растровый редактор (например, от компании Adobe) нам не понадобились. Все операции заняли пару минут, а на результат можно смотреть без кровотечения из глаз. Разработчикам Darktable, как всегда — спасибо и (как уж без ложки дёгтя) пламенный привет за отсутствие комбинации CTRL+Z. Результат можно забрать там же, где и всегда.

>>> Просмотр (1920x1080, 1975 Kb)

 , ,

ist76
()

Создаю нескучные обои в Darktable и Gimp

Пускай Adobe, Phase One и DxO пока не выпустили свои программные продукты под ОС GNU/Linux, это не значит, что обрабатывать фотографии в свободных ОС трудно. Под Линукс существует немало самых разных программ для работы с фотографиями. На нашем сайте часто упоминают свободный рав-конвертер Darktable и, конечно же, растровый редактор Gimp — два приложения, которые, в связке, позволят воплотить в жизнь все ваши творческие задумки.
На скриншоте процесс обработки недавно сделанных снимков. Главный герой — Darktable 1.6.8 демонстрирует всю гибкость своего интерфейса и мощь возможностей. Множество модулей на все случаи жизни, огромное количество настроек и способов добиться желаемого. Видно что программа развивается очень быстро. Обрезка, ресайз и финальное добавление резкости — в Gimp. Фильтрами GEGL пока не совсем удобно пользоваться, или я не привык, но, как известно, работа ведётся, надеюсь скоро все мелкие недочеты, в том числе с недостаточной производительностью в отдельных операциях, будут исправлены. ОС, если это вдруг имеет значение - Ubuntu 15.04.
Получившиеся у меня обои рабочего стола (эти и другие) можно свободно загрузить на сайте opendesktop.org

>>> Просмотр (1920x2130, 2469 Kb)

 , ,

ist76
()

RSS подписка на новые темы